Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии, в том числе программу автора О. С. Габриеляна.
Для организации проектной деятельности используется два вида урочных занятий:
- Урок, который полностью состоит из работы над проектом. Форма проведения такого урока зависит от вида проекта (пример такого урока приведен в приложении № 2). Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся. Актуализируемые знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом.
- Урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация — важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.
Проекты во внеурочной деятельности
Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных и элективных курсов, во внеклассной работе по химии.
Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности учащихся.
Работа над проектами включает в себя несколько этапов:
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовительный этап | ||
а) выбор темы
б) определение количества участников проекта, состава группы |
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, формулируют цели проекта | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей |
Планирование работы | ||
а) определение источников информации
б) планирование способов сбора и анализа информации; в) планирование итогового продукта (формы представления результата); Продукт: — отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов) — издание сборника, фильма, макета — организация конференции и т. д. г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды |
Вырабатывают план действий
Формулируют задачи |
Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно) |
Исследовательская деятельность | ||
Сбор информации, решение промежуточных задач
Основные формы работы: -изучение литературных источников; — проведение эксперимента. |
Проводят исследования, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта |
Результаты или выводы | ||
Анализ информации Формулировка выводов Оформление результата | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | Наблюдает, советует |
Представление готового продукта | ||
Представление разнообразных форм результата работы | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника |
Оценка процесса и результатов работы | ||
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета |
эксперимента, практические рекомендации.
- Структура проектов, реализуемых на уроке
Чтобы задействовать всех учащихся класса, необходимо назначить ответственных за каждый пункт выполнения темы (по 1-3 ученика). Учитель заранее объявляет тему урока и выдает каждому ученику индивидуальное задание, помогает им в подборе необходимой литературы, изготовлении схем, таблиц, презентаций и экспериментов.
Индивидуальные задания учащимся при изучении химического элемента или вещества
- Историческая справка (в 8-9 классах рассматривается «кто открыл?», «когда открыл?», «откуда название?»; в 10-11 классах открытия рассматриваются в связи с общественной обстановкой того времени);
- Нахождение в природе:
а) общее содержание элемента в природе;
б) содержание элемента или его соединений по сферам Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера);
- Физические свойства:
а) агрегатное состояние (газ, жидкость, твердое вещество);
б) внешние признаки (цвет, запах, вкус, тактильные ощущения, звук при ударе, при разламывании);
в) физические константы (температуры кипения, плавления, плотность, электропроводность, теплопроводность);
- Строение атома (если изучается элемент), молекулы (если изучается вещество);
- Нахождение в общей классификации элементов или веществ. Номенклатура. Изомерия (если органическое вещество);
- Химические свойства (с демонстрацией основных свойств):
а) неорганических веществ:
взаимодействие с
— кислородом;
— водородом;
— неметаллами;
— металлами;
— оксидами;
— кислотами;
— основаниями;
— солями;
— водой;
— идентификация и т.д.;
б) органических веществ:
реакции:
— присоединения;
— замещения;
— полимеризации;
— разложения;
— окисления (полное и неполное);
— восстановления;
— изомеризации;
— горения и т.д.;
Правила хранения и обращения с веществом.
- Применение по отраслям: в промышленности, медицине, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, быту и т.д..
- Получение (с демонстрацией опытов):
а) в лаборатории;
б) в промышленности.
- Физиологические свойства элемента или его соединений:
— необходимы для человека и животных;
— необходимы для растений;
— безразличны;
— токсичны (яды).
- Краеведческий материал (схемы, карты и др.).
Сообщение каждого ученика или группы веществ рассчитывается по времени и сопровождается показом опытов, слайдов, схем, таблиц, видеофрагментов и т.д. Форма проведения таких уроков может быть различной: урок-конференция, урок-диспут, урок-путешествие, урок-игра, урок-судебное заседание и т.д.
Каждый проект должен иметь видимый результат: в теоретической части – решение конкретной проблемы, в практической части – конечный продукт, в дальнейшем используемый в нашей педагогической деятельности.
Метод проектов позволяет достичь значительных результатов в обучении т.к. предполагает отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получению информации создаёт предпосылки закладывания глубоких знаний и практический навыков решения проблем.
Личность, воплотившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.