Использование проектного метода на уроках химии

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии, в том числе программу автора О. С. Габриеляна.

Для организации проектной деятельности используется два вида урочных занятий:

  1. Урок, который полностью состоит из работы над проектом. Форма проведения такого урока зависит от вида проекта (пример такого урока приведен в приложении № 2). Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся. Актуализируемые знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом.
  2. Урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация — важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Проекты во внеурочной деятельности

Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных и элективных курсов, во внеклассной работе по химии.

Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности учащихся.

Работа над проектами включает в себя несколько этапов:

Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовительный этап
а) выбор темы

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, формулируют цели проекта Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
Планирование работы
а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта (формы представления результата);

Продукт:

— отчет (устный,

письменный, устный с демонстрацией материалов)

— издание сборника, фильма, макета

— организация конференции и т. д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий

Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач

Основные формы работы:

-изучение литературных источников;

— проведение эксперимента.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта
Результаты или выводы
Анализ информации Формулировка выводов Оформление результата Анализируют информацию. Оформляют результаты. Наблюдает, советует
Представление готового продукта
Представление разнообразных форм результата работы Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы Слушает, задает вопросы в роли рядового участника
Оценка процесса и результатов работы
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета

эксперимента, практические рекомендации.

 

  1. Структура проектов, реализуемых на уроке

Чтобы задействовать всех учащихся класса, необходимо назначить ответственных за каждый пункт выполнения темы (по 1-3 ученика). Учитель заранее объявляет тему урока и выдает каждому ученику индивидуальное задание, помогает им в подборе необходимой литературы, изготовлении схем, таблиц, презентаций и экспериментов.

Индивидуальные задания учащимся при изучении химического элемента или вещества

  1. Историческая справка (в 8-9 классах рассматривается «кто открыл?», «когда открыл?», «откуда название?»; в 10-11 классах открытия рассматриваются в связи с общественной обстановкой того времени);
  2. Нахождение в природе:

а) общее содержание элемента в природе;

б) содержание элемента или его соединений по сферам Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера);

  1. Физические свойства:

а) агрегатное состояние (газ, жидкость, твердое вещество);

б) внешние признаки (цвет, запах, вкус, тактильные ощущения, звук при ударе, при разламывании);

в) физические константы (температуры кипения, плавления, плотность, электропроводность, теплопроводность);

  1. Строение атома (если изучается элемент), молекулы (если изучается вещество);
  2. Нахождение в общей классификации элементов или веществ. Номенклатура. Изомерия (если органическое вещество);
  3. Химические свойства (с демонстрацией основных свойств):

а) неорганических веществ:

взаимодействие с

— кислородом;

— водородом;

— неметаллами;

— металлами;

— оксидами;

— кислотами;

— основаниями;

— солями;

— водой;

— идентификация и т.д.;

б) органических веществ:

реакции:

— присоединения;

— замещения;

— полимеризации;

— разложения;

— окисления (полное и неполное);

— восстановления;

— изомеризации;

— горения и т.д.;

Правила хранения и обращения с веществом.

  1. Применение по отраслям: в промышленности, медицине, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, быту и т.д..
  2. Получение (с демонстрацией опытов):

а) в лаборатории;

б) в промышленности.

  1. Физиологические свойства элемента или его соединений:

— необходимы для человека и животных;

— необходимы для растений;

— безразличны;

— токсичны (яды).

  1. Краеведческий материал (схемы, карты и др.).

Сообщение каждого ученика или группы веществ рассчитывается по времени и сопровождается показом опытов, слайдов, схем, таблиц, видеофрагментов и т.д. Форма проведения таких уроков может быть различной: урок-конференция, урок-диспут, урок-путешествие, урок-игра, урок-судебное заседание и т.д.

 

Каждый проект должен иметь видимый результат: в теоретической части – решение конкретной проблемы, в практической части – конечный продукт, в дальнейшем используемый в нашей педагогической деятельности.

Метод проектов позволяет достичь значительных результатов в обучении т.к. предполагает отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получению информации создаёт предпосылки закладывания глубоких знаний и практический навыков решения проблем.

Личность, воплотившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>