Прием «Фишбоун»
Одним из методических приемов, направленных на развитие критического мышления, является прием «Фишбоун». В переводе с английского это означает «рыбная кость» или «скелет рыбы». Схема представлена в форме рыбьего скелета. Автором приема «Фишбоун» является японский профессор Исикава, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.
Суть этого методического приема в установлении причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и факторами, влияющими на него, совершение обоснованного выбора, оформленных в виде схематической диаграммы. Кроме этого, прием позволяет развивать навыки работы с информацией, уметь ставить и решать задачи.
Схема Фишбоун дает возможность:
— организовать работу участников в парах или группах;
— развивать критическое мышление;
— визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
— ранжировать факторы по степени их значимости.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
— Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
— Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
— Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
— Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Учащимся предлагается информация проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Пример
Мастер-класс
Для работы предлагается тема урока по химии в 9 классе
«Фосфор. Аллотропия фосфора».
Учащимся предлагается ознакомиться с текстом.
Свойства аллотропных модификаций фосфора объясняются их строением. Более подробно изучено строение белого фосфора. Он имеет молекулярную кристаллическую решетку. Его молекулы четырехатомны (P4 — тетрафосфор) и имеют форму правильной трехгранной пирамиды, а каждый атом фосфора находится в одной из вершин пирамиды и связан тремя s -связями с другими тремя атомами. Как все вещества с молекулярной решеткой, белый фосфор легко плавится и летуч. Он хорошо растворяется в органических растворителях.
В отличие от белого фосфора красный и черный фосфоры имеют атомную кристалли -ческую решетку. Поэтому они нерастворимы почти во всех растворителях, не летучи и, как уже отмечалось, не ядовиты.
Химические свойства. В химическом отношении белый фосфор сильно отличается от красного. Так, белый фосфор легко окисляется и самовоспламеняется на воздухе, поэтому его хранят под водой. Красный фосфор не воспламеняется на воздухе, но воспламеняется при нагревании свыше 240° С. При окислении белый фосфор светится в темноте — происходит непосредственное превращение химической энергии в световую.
Фосфор химически активен и непосредственно взаимодействует с большинством простых веществ. Электронная конфигурация внешнего слоя фосфора 3s23p3, поэтому для фосфора наиболее характерны степени окисления 5+ (Н3РO), 3+ (РСl3) и 3- (РН3).
Из трех аллотропных модификаций наиболее активным является белый фосфор. При обычных условиях на воздухе тонко измельченный фосфор самовоспламеняется: Р4+О2=2Р2О5
При недостатке кислорода образуется оксид фосфора (III): Р4+3О2=2Р2О3
Поскольку температура плавления фосфора мала (44 °С), то давление насыщенных паров фосфора над твердым фосфором при обычных условиях достаточно велико — это и является причиной того, что белый фосфор “светится” в темноте. Молекулы P4 присутствующие в парах над поверхностью, окисляются кислородом с выделением света. Красный и черный фосфор вступают в химические реакции при более высоких температурах. Аналогично азоту фосфор может взаимодействовать с металлами, образуя фосфиды. Фосфор соединяется со многими простыми веществами — кислородом, галогенами, серой, проявляя окислительные и восстановительные свойства
После прочтения текста, предлагается заполнить схему.
Голова — проблема: причин различных свойств аллотропных образований фосфора
Верхние косточки – разновидности фосфора (белый, красный, черный)
Нижние косточки – химические свойства
Хвост – ответ на решение вопроса (различия в строении кристаллических решеток)
Литература
Интернет-источники: