8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе примерной программы по химии в соответствии с БУП 2004 года и с программой общеобразовательных учреждений 8-9 классы, Москва «Просвещение», 2009.
Общая характеристика изучения химии в основной школе:
Основными проблемами изучения химии в основной школе являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Основные цели изучения курса химии в 8 классе:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-методический комплект:
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия .8 класс.2012
- Боровских Т.А. Химия. Тесты.М.: Экзамен, 2011
- Радецкий А.М. Дидактические материалы по химии. 8-9 классы. М.: Просвещение, 2010 г
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Результаты обучения
В результате изучения химии в 8 классе ученик должен
знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Проверка знаний осуществляется проверочными работами тестового типа в ходе изучаемой темы, проверочными работами, фронтальным опросом на уроках, контрольными работами.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
— Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями) .
— Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» //Вестник образования России, 2004, – №№ 12, 13, 14
— Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» //Вестник образования, 2005, – №№ 13, 14
— Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
— Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
— Методическое письмо «О преподавании «Химии» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014-2015 учебном году»
Примечание. В 8К1 и 8К2 классах имеются слабоуспевающие учащиеся, поэтому некоторые тестовые работы буду заменены на традиционные контрольные работы.
Дополнительная литература для учителя
- Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
- Гунтас Рудзитис: Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику Рудзитиса (CD)
Александр Радецкий: Химия. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителей общеобр.учреждений
- Татьяна Боровских: Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. 8 кл. Издательство: Экзамен, 2010 г.
Дополнительная литература для учащихся
1.Габрусева Н.И. Химия: 8 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.
Тематическое планирование по химии, 8 класс,
(2 ч в неделю, всего 68 часов)
№№п\п | Наименование темы | Всего,час. | Из них | Дата | |
практ.Работы | контр.Работы | ||||
1 | Тема 1. Первоначальные химические понятия | 18 | П/р №1П/р №2 | К/р №1 | |
2 | Тема 2. Кислород | 5 | П/р №3 | - | |
3 | Тема 3. Водород | 3 | - | - | |
4 | Тема 4. Растворы. Вода. | 6 | П/р №4 | К/р №2 | |
5 | Тема 5. Основные классы неорганических сое-динений | 9 | П/р №5 | К/р №3 | |
6 | Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома | 8 | - | - | |
7 | Тема 7. Строение веществ. Химическая связь | 9 | - | К/р №4 | |
8 | Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов | 3 | - | - | |
9 | Тема 9. Галогены | 6 | П/Р №6 | К/р №5 | |
10 | Повторение. Осуществление схем превращений. | 1 | - | - | |
11 | Итого | 68 | 6 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по химии, 8 класс
№п/п
|
Тема урока | Кол-во часов | ЭкспериментД- демонстрац.
Л- лабораторный |
Дата изучения |
Тема 1. | Первоначальные химические понятия | 18 | ||
1. | Химия как часть естествознания. Химия — наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ. | 1 | Л.№1- Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Т.б. | Сентябрь |
2. | Практическая работа №1 | 1 | «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с хи
мическим оборудованием. |
Сентябрь |
3. | Научные методы познания веществ и химических явлений. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Роль эксперимента и теории в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Получение кристаллов солей. | 1 | Д. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Л.№2- Разде-ление смеси с помощью маг-
нита.т.б. |
Сентябрь |
4. | Практическая работа №2 | 1 | «Очистка загрязненной пова-ренной соли» т.б. | сентябрь |
5. | Физические и химические явления. | 1 | Л.№3- Примеры физических и химических явлений. Л.№4- Реакции, иллюстрирующие основные признаки характер-ных химических реакций. Т.б. | Сентябрь |
6. | Атомы и молекулы. Атомно-молеку-лярное учение. Вещества молекуляр-
ного и немолекулярного сторения. |
1 | сентябрь | |
7. | Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. | 1 | Д. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. | Сентябрь |
8. | Язык химии. Знаки химических эле-ментов. Относительная атомная мас-
са. Изотопы. |
1 | сентябрь | |
9. | Закон постоянства состава веществ. | 1 | октябрь | |
10. | Относительная молекулярная масса. Химические формулы. | 1 | октябрь | |
11. | Массовая доля химического элемента в соединении. Решение задач на вычисление массовой доли химического элемента в веществе. | 1 | октябрь | |
12. | Валентность химических элементов. | 1 | октябрь | |
13. | Составление химических формул по валентности. | 1 | октябрь | |
14. | Химические уравнения. Химическая реакция. Условия и признаки хими- ческих реакций. Закон сохранения массы веществ. | 1 | октябрь | |
15. | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полу- ченных веществ. | 1 | Л.№5- Разложение основного карбоната меди (II). Л.№6- Реакция замещения меди же-лезом. Т.б. | октябрь |
16. | Моль – единица количества вещест-ва. Молярная масса. Решение задач на нахождение количества вещества. | 1 | Д. Химические соединения количеством вещества 1 моль. | октябрь |
17. | Решение расчетных задач на нахож- дение массы по количеству вещест- ва. Инструктаж по ТБ. Правила ТБ. | 1 | ноябрь | |
18. | Контрольная работа №1 | 1 | «Первоначальные химическиепонятия» | ноябрь |
Тема 2. | Кислород | 5 | ||
19. | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойст-ва. | 1 | Д. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. | ноябрь |
20. | Химические свойства кислорода. Ок-сиды. Применение. Круговорот кис-
лорода в природе. Озон. |
1 | Л.№7- Ознакомление с образ-цами оксидов т.б. | ноябрь |
21. | Практическая работа №3 | 1 | «Получение и свойства кисло-рода» т.б. | ноябрь |
22. | Воздух и его состав. Защита атмос-ферного воздуха от загрязнений. | 1 | Д. Определение состава воздуха. | ноябрь |
23. | Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реак-ций. Классификация химических ре- акций по поглощению или выделе- нию энергии. | 1 | ноябрь | |
Тема 3. | Водород | 3 | ||
24. | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. | 1 | Д. Получение водорода, про-верка водорода на чистоту, горение волорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. | ноябрь |
25. | Химические свойства водорода. При-менение. | 1 | Л.№8- Получение водорода и изучение его свойств. Л.№9- Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). Т.б. | декабрь |
26. | Повторение и обощение по темам «Кислород», «Водород». | 1 | декабрь | |
Тема 4. | Растворы. Вода | 6 | ||
27. | Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. | 1 | декабрь | |
28. | Массовая доля растворенного вещества. Решение задач на нахождение мас совой доли растворенного вещества в растворе. | 1 | декабрь | |
29. | Практическая работа №4 | 1 | «Приготовление растворов со-лей с определенной массовой
долей растворенного вещест- ва» т.б. |
декабрь |
30. | Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки. | 1 | Д. Анализ воды. Синтез воды. | декабрь |
31. | Физические и химические свойства воды. | 1 | декабрь | |
32. | Контрольная работа №2 | 1 | «Кислород. Водород. Раство-ры. Вода» | январь |
Тема 5. | Основные классы неорганических соеди-нений | 9 | ||
33. | Классификация неорганических сое- динений. Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение.Инструктаж по ТБ. Правила ТБ. | 1 | Д. Знакомство с образцами оксидов. | январь |
34. | Основания: классификация, номенк-латура, получение. Индикаторы. определение характера среды. | 1 | Д. Знакомство с образцами оснований. Л.№10.1- Опыты, подтвеждающие химические свойства оснований. Т.б. | январь |
35. | Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. | 1 | январь | |
36. | Кислоты: классификация, номенкла-тура, физические и химические свойства. Определение характера среды. | 1 | Д. Знакомство с образцами кислот. Л.№10.2- Опыты,подтвеждающие химические свой-
ства кислот. |
январь |
37. | Соли: классификация, номенклатура, способы получения | 1 | Д. Знакомство с образцами солей. | январь |
38. | Физические и химические свойства солей. | 1 | январь | |
39. | Генетическая связь между основны-ми классами неорганических соеди-нений. | 1 | Февраль | |
40. | Практическая работа №5. | 1 | «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соедине-
ний» т.б. |
Февраль |
41. | Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических сое-
динений». |
1 | Февраль | |
Тема 6. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома | 8 | ||
42. | Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. | 1 | Л.№11- Взаимодействие гид-роксида цинка с растворами кислот и щелочей. Т.б. | Февраль |
43. | Периодический закон Д. И. Менделе-ева. | 1 | Февраль | |
44. | Периодическая система химических элементов. Группы и периоды | 1 | Февраль | |
45. | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент. | 1 | Февраль | |
46. | Строение электронных оболочек ато-мов первых 20 элементов периоди-
ческой системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка перио- дического закона. |
1 | Февраль | |
47. | Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств хими-
ческих элементов в периодах и глав- ных подгруппах. |
1 | Март | |
48. | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менде-леева | 1 | Март | |
49. | Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодичес-кая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. | 1 | Март | |
Тема 7. | Строение веществ. Химическая связь | 9 | ||
50. | Строение молекул. Электроотрица -тельность химических элементов. | 1 | Март | |
51. | Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. | 1 | Д. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ко-валентных и ионных соедине-
ний. |
Март |
52. | Полярная и неполярная ковалентные связи. | 1 | Март | |
53. | Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. | 1 | Д. Сопоставление физико-хи-мических свойств соединений с ковалентными и ионными св | Март |
54. | Вещества в твердом, жидком и газо- об разном состоянии. Кристалличес- кие и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток. | 1 | Март | |
55. | Степень окисления и валентность химических элементов. Правила опре деления степеней окисления элемен- тов. Инструктаж по ТБ. Правила ТБ. | 1 | Апрель | |
56. | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | Апрель | |
57. | Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элемен-тов Д. И. Менделеева. Строение ато-
ма. Строение веществ. Химическая связь» |
1 | Апрель | |
58. | Контрольная работа №4 | 1 | «Периодический закон и периодическая система химичес-
ких элементов Д. И. Менделе- ева. Строение атома. Строе- ние веществ. Химическая связь» |
Апрель |
Тема 8. | Закон Авогадро. Молярный объем газов | 3 | ||
59. | Закон Авогадро. Молярный объем газов. Решение задач на вычисление объема или массы веществ по массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.Анализ результатов к/р №4. | 1 | Апрель | |
60. | Относительная плотность газов | 1 | Апрель | |
61. | Объемные отношения газов при химических реакциях | 1 | Май | |
Тема 9. | Галогены | 6 | ||
62. | Положение галогенов в периодичес-кой таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение | 1 | Май | |
63. | Хлороводород. Получение. Физические свойства. | 1 | Д. Знакомство с образцами природных хлоридов. | Май |
64. | Соляная кислота и ее соли | 1 | Л.№12- Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов. Т.б. | Май |
65. | Сравнительная характеристика гало-генов | 1 | Д. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Л.№13- Вытеснение галоге-нов друг другом из раствора их соединений. Т.б. | Май |
66. | Практическая работа №6 | 1 | «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» т.б. | Май |
67. | Контрольная работа №5 | 1 | «Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены». | Май |
68. | Повторение. Осуществление схем превра-щений. | 1 | Май |