рабочие программы

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе примерной программы по химии в соответствии с БУП 2004 года и с программой общеобразовательных учреждений 8-9 классы, Москва  «Просвещение», 2009.

Общая характеристика изучения химии в основной школе:

Основными проблемами изучения химии в основной школе являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Основные цели  изучения курса химии в 8 классе:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия .8 класс.2012
  2. Боровских Т.А. Химия. Тесты.М.: Экзамен, 2011
  3. Радецкий А.М. Дидактические материалы по химии. 8-9 классы. М.: Просвещение, 2010 г

Рабочая программа рассчитана на  68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты обучения

В результате изучения химии в 8 классе ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Проверка знаний осуществляется проверочными работами тестового типа в ходе изучаемой темы, проверочными работами, фронтальным опросом на уроках, контрольными работами.

Нормативными документами для составления рабочей программы  являются:

—  Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями)  .

— Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» //Вестник образования России, 2004, – №№ 12, 13, 14

— Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» //Вестник образования, 2005, – №№ 13, 14

— Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

— Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

— Методическое письмо «О преподавании «Химии» в общеобразовательных    учреждениях Ярославской области в 2014-2015 учебном году»

     Примечание. В 8К1 и 8К2 классах имеются слабоуспевающие учащиеся, поэтому  некоторые тестовые работы буду заменены на традиционные контрольные работы.

 

         Дополнительная литература для учителя

  1. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
  2. Гунтас Рудзитис: Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику Рудзитиса (CD)

Александр Радецкий: Химия. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителей общеобр.учреждений

  1. Татьяна Боровских: Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. 8 кл. Издательство: Экзамен, 2010 г.

 

         Дополнительная литература для учащихся

1.Габрусева Н.И. Химия: 8 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.

 

 

Тематическое планирование по химии, 8 класс,

  (2 ч  в неделю, всего 68 часов)

 

№№п\п Наименование темы Всего,час. Из них Дата
практ.Работы контр.Работы
1 Тема 1. Первоначальные химические понятия 18 П/р №1П/р №2 К/р №1
2 Тема 2. Кислород 5 П/р №3 -
3 Тема 3. Водород 3 - -
4 Тема 4. Растворы. Вода. 6 П/р №4 К/р №2
5 Тема 5. Основные классы неорганических сое-динений 9 П/р №5 К/р №3
6 Тема 6. Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома 8 - -
7 Тема 7. Строение веществ. Химическая связь 9 - К/р №4
8 Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов 3 - -
9 Тема 9. Галогены 6 П/Р №6 К/р №5
10 Повторение. Осуществление схем превращений. 1 - -
11 Итого 68 6 5

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по химии, 8 класс

 

№п/п

 

Тема урока Кол-во часов ЭкспериментД- демонстрац.

Л- лабораторный

Дата изучения
Тема 1. Первоначальные химические понятия 18    
1.  Химия как часть естествознания. Химия  — наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ. 1 Л.№1- Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Т.б. Сентябрь
2. Практическая работа №1 1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с хи

мическим оборудованием.

Сентябрь
3. Научные методы познания веществ и химических явлений. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Роль эксперимента и теории в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Получение кристаллов солей. 1 Д. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Л.№2- Разде-ление смеси с помощью маг-

нита.т.б.

Сентябрь
4. Практическая работа №2 1 «Очистка загрязненной пова-ренной соли» т.б. сентябрь
5. Физические и химические явления.  1 Л.№3- Примеры физических и химических явлений. Л.№4- Реакции, иллюстрирующие основные признаки характер-ных химических реакций. Т.б. Сентябрь
6. Атомы и молекулы. Атомно-молеку-лярное учение. Вещества молекуляр-

ного и немолекулярного сторения.

1 сентябрь
7. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. 1 Д. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Сентябрь
8. Язык химии. Знаки химических эле-ментов. Относительная атомная мас-

са. Изотопы.

1 сентябрь
9. Закон постоянства состава веществ. 1 октябрь 
10. Относительная молекулярная масса. Химические формулы. 1 октябрь 
11. Массовая доля химического элемента в соединении. Решение задач на вычисление массовой доли химического элемента в веществе. 1 октябрь 
12. Валентность химических элементов.  1 октябрь 
13. Составление химических формул по валентности. 1 октябрь 
14. Химические уравнения. Химическая реакция. Условия и признаки хими- ческих реакций. Закон сохранения массы веществ.  1 октябрь 
15. Классификация химических реакций  по числу и составу исходных и полу- ченных веществ. 1 Л.№5- Разложение основного карбоната меди (II). Л.№6- Реакция замещения меди же-лезом. Т.б. октябрь 
16. Моль – единица количества вещест-ва. Молярная масса. Решение задач на нахождение количества вещества. 1 Д. Химические соединения количеством вещества 1 моль. октябрь 
17. Решение расчетных задач на нахож- дение массы   по количеству вещест- ва. Инструктаж по ТБ. Правила ТБ. 1 ноябрь
18. Контрольная работа №1 1 «Первоначальные химическиепонятия» ноябрь
Тема 2. Кислород 5
19. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойст-ва. 1 Д. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. ноябрь
20. Химические свойства кислорода. Ок-сиды. Применение. Круговорот кис-

лорода в природе. Озон.

1 Л.№7- Ознакомление с образ-цами оксидов т.б. ноябрь
21. Практическая работа №3 1 «Получение и свойства кисло-рода» т.б. ноябрь
22. Воздух и его состав. Защита атмос-ферного воздуха от загрязнений. 1 Д. Определение состава воздуха. ноябрь
23. Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реак-ций. Классификация химических ре- акций по поглощению или выделе- нию энергии. 1 ноябрь
Тема 3. Водород 3
24. Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. 1 Д. Получение водорода, про-верка водорода на чистоту, горение волорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. ноябрь
25. Химические свойства водорода. При-менение. 1 Л.№8- Получение водорода и изучение его свойств. Л.№9- Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). Т.б. декабрь
26. Повторение и обощение по темам «Кислород», «Водород». 1 декабрь
Тема 4. Растворы. Вода 6
27. Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. 1 декабрь
28. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач на нахождение мас совой доли растворенного вещества в растворе. 1 декабрь
29. Практическая работа №4 1 «Приготовление растворов со-лей с определенной массовой

долей растворенного вещест-

ва» т.б.

декабрь
30. Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки. 1 Д. Анализ воды. Синтез воды. декабрь
31. Физические и химические свойства воды. 1 декабрь
32. Контрольная работа №2 1 «Кислород. Водород. Раство-ры. Вода» январь
Тема 5. Основные классы неорганических соеди-нений 9
33. Классификация неорганических сое- динений. Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение.Инструктаж по ТБ. Правила ТБ. 1 Д. Знакомство с образцами оксидов. январь
34. Основания: классификация, номенк-латура, получение. Индикаторы. определение характера среды. 1 Д. Знакомство с образцами оснований. Л.№10.1- Опыты, подтвеждающие химические свойства оснований. Т.б. январь
35. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. 1 январь
36. Кислоты: классификация, номенкла-тура, физические и химические свойства. Определение характера среды. 1 Д. Знакомство с образцами кислот. Л.№10.2- Опыты,подтвеждающие химические свой-

ства кислот.

январь
37. Соли: классификация, номенклатура, способы получения 1 Д. Знакомство с образцами солей. январь
38. Физические и химические свойства солей. 1 январь
39. Генетическая связь между основны-ми классами неорганических соеди-нений. 1 Февраль 
40. Практическая работа №5. 1 «Решение экспери­ментальных задач по теме «Основные клас­сы неорганических соедине-

ний» т.б.

Февраль 
41. Контрольная работа №3 по теме: «Основные клас­сы неорганических сое-

динений».

1 Февраль 
Тема 6. Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома 8
42. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. 1 Л.№11- Взаимодействие гид-роксида цинка с растворами кислот и щелочей. Т.б. Февраль 
43. Периодический закон Д. И. Менделе-ева. 1 Февраль 
44. Периодическая  система химических элемен­тов. Группы и периоды 1 Февраль 
45. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны.  Изо­топы. Химический элемент. 1 Февраль 
46. Строение электронных оболочек ато-мов пер­вых 20 элементов периоди-

ческой системы Д. И. Менделеева. Современная формулиров­ка перио-

дического закона.

1 Февраль 
47. Состояние электронов в атомах. Периодичес­кое изменение свойств хими-

ческих элемен­тов в периодах и глав-

ных подгруппах.

1 Март 
48. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менде-леева 1 Март 
49. Повторение и обобщение по теме:  Периодический закон и периоди­чес-кая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. 1 Март 
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь 9
50. Строение молекул. Электроотрица -тельность химических элементов. 1 Март 
51. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. 1 Д. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ко-валентных и ионных соедине-

ний.

Март 
52. Полярная и неполярная ковалентные связи. 1 Март 
53. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. 1 Д. Сопоставление физико-хи-мических свойств соединений с ковалентными и ионными св Март 
54. Вещества в твердом, жидком и газо- об разном состоянии. Кристалличес- кие и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток. 1 Март 
55.  Степень окисления и валентность химических элементов. Правила опре деления степеней окисления элемен- тов. Инструктаж по ТБ. Правила ТБ. 1 Апрель
56. Окислительно-восстановительные реакции 1 Апрель
57. Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периоди­ческая система химических элемен-тов Д. И. Менделеева. Строение ато-

ма. Строение веществ. Химическая связь»

1 Апрель
58. Контрольная работа №4 1 «Периодический закон и периоди­ческая система химичес-

ких элементов Д. И. Менделе-

ева. Строение атома. Строе-

ние веществ. Химическая связь»

Апрель
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов 3
59. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Решение задач на вычисление объема или массы веществ по массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.Анализ результатов к/р №4. 1 Апрель
60. Относительная плотность газов 1 Апрель
61. Объемные отношения газов при химических реакциях 1 Май
Тема 9. Галогены 6
62. Положение галогенов в периодичес-кой табли­це и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение 1 Май
63. Хлороводород. Получение. Физические свой­ства. 1 Д. Знакомство с образцами природных хлоридов. Май
64. Соляная кислота и ее соли 1 Л.№12- Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов. Т.б. Май
65. Сравнительная характеристика гало-генов 1 Д. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Л.№13- Вытеснение галоге-нов друг другом из раствора их соединений. Т.б. Май
66. Практическая работа №6 1 «Получение соля­ной кислоты и изучение ее свойств» т.б. Май
67. Контрольная работа №5 1 «Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены». Май
68. Повторение. Осуществление схем превра-щений. 1 Май

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>