Прием «Фишбоун»

Прием «Фишбоун»

Одним из методических приемов, направленных на развитие критического мышления, является прием «Фишбоун». В переводе с английского это означает «рыбная кость» или «скелет рыбы». Схема представлена в форме рыбьего скелета. Автором приема «Фишбоун» является японский профессор Исикава, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Суть этого методического приема в установлении причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и факторами, влияющими на него, совершение обоснованного выбора, оформленных в виде схематической диаграммы. Кроме этого, прием позволяет развивать навыки работы с информацией, уметь ставить и решать задачи.

Схема Фишбоун дает возможность:

— организовать работу участников в парах или группах;

— развивать критическое мышление;

— визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

— ранжировать факторы по степени их значимости.

 

 

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

— Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

— Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

— Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

— Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

 

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Учащимся предлагается информация проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

 

Пример

Мастер-класс

Для работы предлагается тема урока по химии в 9 классе

 «Фосфор. Аллотропия фосфора». 

Учащимся предлагается ознакомиться с текстом.

 

Свойства аллотропных модификаций фосфора объясняются их строением. Более подробно изучено строение белого фосфора. Он имеет молекулярную кристаллическую решетку. Его молекулы четырехатомны (P4 — тетрафосфор) и имеют форму правильной трехгранной пирамиды, а каждый атом фосфора находится в одной из вершин пирамиды и связан тремя s -связями с другими тремя атомами. Как все вещества с молекулярной решеткой, белый фосфор легко плавится и летуч. Он хорошо растворяется в органических растворителях.

В отличие от белого фосфора красный и черный фосфоры имеют атомную кристалли -ческую решетку. Поэтому они нерастворимы почти во всех растворителях, не летучи и, как уже отмечалось, не ядовиты.

Химические свойства. В химическом отношении белый фосфор сильно отличается от красного. Так, белый фосфор легко окисляется и самовоспламеняется на воздухе, поэтому его хранят под водой. Красный фосфор не воспламеняется на воздухе, но воспламеняется при нагревании свыше 240° С. При окислении белый фосфор светится в темноте — происходит непосредственное превращение химической энергии в световую.

Фосфор химически активен и непосредственно взаимодействует с большинством простых веществ. Электронная конфигурация внешнего слоя фосфора 3s23p3, поэтому для фосфора наиболее характерны степени окисления 5+ (Н3РO), 3+ (РСl3) и 3- (РН3).

Из трех аллотропных модификаций наиболее активным является белый фосфор. При обычных условиях на воздухе тонко измельченный фосфор самовоспламеняется: Р42=2Р2О5

При недостатке кислорода образуется оксид фосфора (III): Р4+3О2=2Р2О3

Поскольку температура плавления фосфора мала (44 °С), то давление насыщенных паров фосфора над твердым фосфором при обычных условиях достаточно велико — это и является причиной того, что белый фосфор “светится” в темноте. Молекулы P4 присутствующие в парах над поверхностью, окисляются кислородом с выделением света. Красный и черный фосфор вступают в химические реакции при более высоких температурах. Аналогично азоту фосфор может взаимодействовать с металлами, образуя фосфиды. Фосфор соединяется со многими простыми веществами — кислородом, галогенами, серой, проявляя окислительные и восстановительные свойства

 

После прочтения текста, предлагается заполнить схему.

Голова  — проблема: причин различных свойств аллотропных образований фосфора

Верхние косточки – разновидности фосфора (белый, красный, черный)

Нижние косточки – химические свойства

Хвост – ответ на решение вопроса (различия в строении кристаллических решеток)

 

Литература

Интернет-источники:

http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

http://www.myshared.ru/slide/470740

Использование проектного метода на уроках химии

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии, в том числе программу автора О. С. Габриеляна.

Для организации проектной деятельности используется два вида урочных занятий:

  1. Урок, который полностью состоит из работы над проектом. Форма проведения такого урока зависит от вида проекта (пример такого урока приведен в приложении № 2). Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся. Актуализируемые знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом.
  2. Урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация — важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Проекты во внеурочной деятельности

Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных и элективных курсов, во внеклассной работе по химии.

Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности учащихся.

Работа над проектами включает в себя несколько этапов:

Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовительный этап
а) выбор темы

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, формулируют цели проекта Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
Планирование работы
а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта (формы представления результата);

Продукт:

— отчет (устный,

письменный, устный с демонстрацией материалов)

— издание сборника, фильма, макета

— организация конференции и т. д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий

Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач

Основные формы работы:

-изучение литературных источников;

— проведение эксперимента.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта
Результаты или выводы
Анализ информации Формулировка выводов Оформление результата Анализируют информацию. Оформляют результаты. Наблюдает, советует
Представление готового продукта
Представление разнообразных форм результата работы Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы Слушает, задает вопросы в роли рядового участника
Оценка процесса и результатов работы
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета

эксперимента, практические рекомендации.

 

  1. Структура проектов, реализуемых на уроке

Чтобы задействовать всех учащихся класса, необходимо назначить ответственных за каждый пункт выполнения темы (по 1-3 ученика). Учитель заранее объявляет тему урока и выдает каждому ученику индивидуальное задание, помогает им в подборе необходимой литературы, изготовлении схем, таблиц, презентаций и экспериментов.

Индивидуальные задания учащимся при изучении химического элемента или вещества

  1. Историческая справка (в 8-9 классах рассматривается «кто открыл?», «когда открыл?», «откуда название?»; в 10-11 классах открытия рассматриваются в связи с общественной обстановкой того времени);
  2. Нахождение в природе:

а) общее содержание элемента в природе;

б) содержание элемента или его соединений по сферам Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера);

  1. Физические свойства:

а) агрегатное состояние (газ, жидкость, твердое вещество);

б) внешние признаки (цвет, запах, вкус, тактильные ощущения, звук при ударе, при разламывании);

в) физические константы (температуры кипения, плавления, плотность, электропроводность, теплопроводность);

  1. Строение атома (если изучается элемент), молекулы (если изучается вещество);
  2. Нахождение в общей классификации элементов или веществ. Номенклатура. Изомерия (если органическое вещество);
  3. Химические свойства (с демонстрацией основных свойств):

а) неорганических веществ:

взаимодействие с

— кислородом;

— водородом;

— неметаллами;

— металлами;

— оксидами;

— кислотами;

— основаниями;

— солями;

— водой;

— идентификация и т.д.;

б) органических веществ:

реакции:

— присоединения;

— замещения;

— полимеризации;

— разложения;

— окисления (полное и неполное);

— восстановления;

— изомеризации;

— горения и т.д.;

Правила хранения и обращения с веществом.

  1. Применение по отраслям: в промышленности, медицине, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, быту и т.д..
  2. Получение (с демонстрацией опытов):

а) в лаборатории;

б) в промышленности.

  1. Физиологические свойства элемента или его соединений:

— необходимы для человека и животных;

— необходимы для растений;

— безразличны;

— токсичны (яды).

  1. Краеведческий материал (схемы, карты и др.).

Сообщение каждого ученика или группы веществ рассчитывается по времени и сопровождается показом опытов, слайдов, схем, таблиц, видеофрагментов и т.д. Форма проведения таких уроков может быть различной: урок-конференция, урок-диспут, урок-путешествие, урок-игра, урок-судебное заседание и т.д.

 

Каждый проект должен иметь видимый результат: в теоретической части – решение конкретной проблемы, в практической части – конечный продукт, в дальнейшем используемый в нашей педагогической деятельности.

Метод проектов позволяет достичь значительных результатов в обучении т.к. предполагает отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получению информации создаёт предпосылки закладывания глубоких знаний и практический навыков решения проблем.

Личность, воплотившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

 

Применение технологии развития критического мышления на уроках химии

На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД) [4]. Одним из видов УУД являются действия познавательной направленности. В число общеучебных  входят такие познавательные действия, как смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация  и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста и д.р. [3]

Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления. Это универсальная, надпредметная технология, которая позволяет развивать критическое мышление школьников. В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (видеофильмы, учебные тексты, лекции и д.р.). Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока.

Рассмотрим базовую модель РКМЧП. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление содержания и рефлексия. На стадии вызова необходимо вызвать «на поверхность» имеющиеся у учащихся знания. Если знаний у детей мало, учитель помогает сформулировать вопросы или предположения. На этом этапе важно не отвергать и  не поправлять любые высказывания учеников, даже если они кажутся неправильными. Стадия вызова осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала. На стадии осмысления содержания дети читают текст, слушают учителя, смотрят фильм и стараются найти ответы на поставленные вопросы. На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики задают новые вопросы, выдвигают новые предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях и формулируют новые цели познания.

По мнению С. И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской «… технология РКМЧП открыта и отвечает интересам школьников, поскольку для неё характерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к гарантированному результату, а обеспечение условий для формулирования самими учениками спектра разнообразных целей обучения и достижения как заранее определённых, так и непрогнозируемых результатов и даже корректировка первоначальных целей и постановка новых, отличных от них» [1].

Технология предполагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока. Это кластеры, ИНСЕРТ, эффективная лекция, чтение с остановками, таблица «З – Х – У» и др. Но при использовании различных приёмов надо помнить о том, что главным является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.

Остановимся на первых двух приёмах, часто используемых на уроках.

Приём «Кластеры»

Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры – это графический приём систематизации материала. Вот как описывают данный приём С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники». Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии

Приём «ИНСЕРТ»

ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления.  Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.

Использование технологии РКМЧП позволяет в итоге сформировать такие умения у школьников, как:

умение решать учебные и реальные проблемы;

умение выделять из текста основные смысловые единицы;

способность к продуктивной совместной работе в группе;

корректность в работе с источниками информации;

способность отказаться от своей точки зрения, если она не позволяет объяснить тот или иной факт или входит в противоречие со здравым смыслом, логикой, научными доказательствами.

Предлагаю вам разработку урока с использованием технологии развития критического мышления.

 

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

 

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

 

 

 

 

Урок по теме «Класс Пиявки»

Класс: 7

Авторы программы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова.

 

Учебник: Захаров, В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: -изучение многообразия кольчатых червей на примере класса Пиявки;

-создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации   средствами критического мышления.

Задачи:

образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей строения и жизнедеятельности пиявок, их роли в природе и практического значения для человека;

развивающая – продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию;

воспитательная – создать условия для увлечённого учения.

Оборудование: карточки с текстом для каждого учащегося.

Приёмы: кластеры, ИНСЕРТ.

        Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Терминологическая разминка
  3. Изучение нового материала.
  1. I. Стадия вызова и целеполагания

Учитель:  Давайте вспомним, что вы знаете о пиявках?

Ответы учеников:

— эти животные относятся к типу Кольчатые черви,

-обитают в реках и прудах,

-сосут кровь у животных и человека,

-используются в медицине.

Учитель: А что бы вы хотели узнать о пиявках еще?

Запишем  все предположения в тетрадь используя приём «Кластеры». Кластер «предположений» может выглядеть так:

 

 

 

Пиявки
Местообитание
Роль в природе
Значение для человека
Жизнедеятельность
Реки
Пруды
Паразиты
Питаются кровью
Используют для лечения болезней
Происхождение
Систематическое положение
Тип Кольчатые черви
Строение
Присоски
Жабры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем больше собрать верных (а возможно, и нет) сведений, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового.

Стадия вызова завершена – теперь нам необходимо проверить наши  предположения. Для этого  мы с вами обратимся к тексту.

  1. II. Стадия осмысления содержания

Учитель: Перед вами лежит текст, который необходимо изучить , используя технологический прием «ИНСЕРТ».Вы будете читать  текст, ставя на полях специальные пометки.

«v» – это я знаю;

«+» – новая информация;

«-» – информация, противоречащая моим знаниям;

«?» – хотел бы узнать об этом побольше.

Текст:

Монолог медицинской пиявки

Я – пиявка! А что это так изменились ваши лица? Вообще-то я родственница дождевого червя, т. к. мы относимся к одному типу Кольчатые черви! А предками моими являются малощетинковые черви. Да и я не какая-то там рыбья или птичья, я – медицинская пиявка. По латыни это звучит очень красиво: Гирудо медициналис! Ну, конечно, я – паразит… Что поделаешь? Жить-то надо! Некоторые из моих родственников – хищники, заглатывают свою жертву по частям или целиком. Но лично я не просто паразит, я – полезная. Люди мне многим обязаны, и, возможно, в скором времени мне воздвигнут памятник (также как собаке и лягушке) с торжественной надписью: «От благодарного человечества». Думаете, многого прошу? Ничего подобного! А кто спасал в течение многих веков людей от повышенного давления? От тромбов? Да мало ли ещё от чего! Охранять меня надо, а не истреблять!

Но если по порядку, то жить я люблю в спокойных водоёмах – озёрах, болотцах, небыстрых речушках. У меня и глаза есть – целых пять пар, и присоски. Жабр у меня нет, приходиться дышать через кожу. Но самое главное – челюсти с зубчиками – целых три. А ещё я умею плавать. Живём мы примерно шесть лет. Пока малы и слабы – кормимся, присосавшись к тритонам да лягушкам. А как подрастём – не против присосаться к птицам, рыбам, млекопитающим и даже человеку. К сожалению, и сами попадаем на обед многим животным.

Обычно я раз в полгода обедаю, подходящую жертву ведь не сразу встретишь. Иногда приходиться довольно долго голодать. Представляете, по два года ни единой крошки, т. е. капли крови во рту не бывает! Зато уж если обедаю, то за раз до 50 г крови могу выпить и это при моих крошечных размерах, всего-то 10 – 15 см. Эта кровь долго у меня в желудке будет храниться – бактерии специальные, которые во мне живут, помогают ей оставаться свежей.

А люди – они наблюдательные, заметили, что после моего укуса кровь из ранки ещё долго вытекает, не свёртываясь. Заинтересовались они этим и обнаружили в слюне у меня вещество, которое потом назвали гирудин, в честь меня, значит. Так вот, оказывается, это вещество помогает лечить тромбоз, так болезнь называется, когда кровь слишком сильно свёртывается и человек может даже умереть от закупорки кровеносных сосудов. И тут мы, пиявки медицинские, на помощь приходим. Уже много столетий нас люди собирали в болотцах и в аптеках продавали. А в аптеках нас по 3 – 4 месяца не кормили, а потом мы больных пользовали. Мы при разных заболеваниях помогаем – и при тромбофлебите, и при гипертонии. Сейчас нас в водоёмах-то поменьше стало, повыловили всех, так люди взялись в специальных лабораториях нас выращивать и эксперименты на нас ставить. Нужны, значит, мы. Так что, помните: нас охранять нужно, пригодимся ещё!

 

После проработки текста следующим шагом может быть заполнение таблицы.

 

«v» «+» «-» «?»
Тип кольчатые черви, обитают в водоёмах, имеют присоски, сосут кровь Произошли от малощетинковых червей, имеют челюсти с зубками, глаза, служат пищей для других животных Являются хищниками, дышат кожей. Гирудин, как выращивают пиявок в лаборатории

Учитель: Теперь  посмотрим на наши  заполненные таблицы и обсудим их.  Начинается обсуждение граф таблицы, особенно графы «?», обеспечивая выход на новые источники информации.

III. Стадия рефлексии.

Учитель: Давайте вернемся к первоначальным записям   на доске и в тетрадях (кластер). Внесите изменения, сделайте дополнения, исправьте ошибки.

.Работа может проводиться  по группам с последовательным их выслушиванием. Кластер по данной теме может быть составлен следующим образом:

Пиявки
Местообитание
Роль в природе
Значение для человека
Жизнедеятельность
Реки
Пруды
Паразиты
Питаются кровью
Лечение болезней
Происхождение
Систематическое положение
Тип Кольчатые черви
Строение
Присоски
Глаза (5 пар)
Гипертония
Тромбофлебит
Кожное дыхание
Хищники
Пища для животных
Плавают
Класс Пиявки
Малощетинковые черви
Болота
Челюсти с зубками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: В заключении нашего урока составим синквейн по теме.

Учитель: Молодцы!  Хорошо поработали на уроке, запишите домашнее задание.

Домашнее задание: изучить Статью «Класс Пиявки» на с. 130, подготовить сообщения о применении медицинской пиявки в медицинской практике.